По сообщению «The Guardian», ряд школ в Барселоне рассматривают возможность очистки своих библиотек от детских книг, содержащих сексизм и гендерные стереотипы, после того как одна из них удалила из своей библиотеки около 200 наименований, включая «Красную шапочку» и историю легенды о святом Георгии.
Другие школы каталонской столицы надеются последовать примеру школы «Табер», удалившей с полок треть своей коллекции, посчитав эти книги «крайне стереотипными и сексистскими».
Библиотека для детей в школе Табер, насчитывающая около 600 детских книг, была рассмотрена «Associació Espai i Lleure» в рамках проекта, направленного на выявление скрытого сексистского контента. Комиссия проанализировала персонажей в каждой книге, независимо от того, говорят они или нет и какие роли они выполняют, и обнаружила, что 30% книг были в высшей степени сексистскими, имели сильные стереотипы и, по мнению экспертов, не имели никакой педагогической ценности.
В список попали несколько версий сказки о Красной Шапочке и истории о святом Георгии — популярном чтении на праздновании в Каталонии Diada de Sant Jordi 23 апреля. Книги были удалены, с менее стереотипными версиями историй, оставшихся на полках.
По мнению «Associació Espai i Lleure», если маленькие дети видят «строго стереотипные» описания отношений и поведения в том, что они читают, они будут считать их нормальными. Родитель Анна Tutzó, входящая в состав комиссии, которая рецензировала книги, сказала изданию «El País», что «общество меняется и больше осведомлено о проблеме пола, но это не отражается в историях». Мужественность ассоциируется с конкурентоспособностью и смелостью, и «в насильственных ситуациях, хотя это всего лишь маленькие шалости, именно мальчик действует против девочки», который «посылает сообщение о том, кто может быть жестоким и против кого».
«El País» сообщила, что другие школы в Барселоне пересматривают содержание своих библиотек: школа «Montseny» планирует удалить те издания, какие она посчитает сексистскими, а ассоциация родителей школы «Fort Pienc» создает комиссию по вопросам гендерного равенства для рецензирования книг.
Глава ассоциации родителей «Fort Pienc» Эстель Клюзелла сказала в интервью «El Pais»: «Тип книг, которые дети читают, очень важен, потому что традиционные книги воспроизводят гендерные стереотипы, и хорошо, когда есть книги, которые их ломают. В возрасте пяти лет дети уже установили гендерные роли, они знают, что значит быть мальчиком или девочкой и что это значит. Так что это ключ к работе с гендерной точки зрения с младенческой стадии».
В прошлом году исследование «Observer» и «Nielsen» показало, что персонажи мужского пола в два раза чаще играли ведущую роль в детских книжках с картинками, часто в стереотипно мужских ролях, и что говорящие персонажи на 50% чаще были мужчинами. Детский автор и иллюстратор, лауреат многих премий Лорен Чайлд тогда сказала: «Это дает сообщение о том, как общество видит вас. Если мальчики получают главные роли в книгах, будучи как хорошими, так и плохими главными героями, а девочки остаются лишь помощниками, это подтверждает, каков мир и каким он должен быть. Тогда очень трудно чувствовать себя равным».
Тем временем кампания «Let Books Be Books» подтолкнула к прекращению использования названий книг в Великобритании и убедила 11 детских издателей удалить слова «для мальчиков» и «для девочек» с обложек книг с 2014 года.