Эксперты отмечают, что нон-фикшн литература стала новым драйвером роста выручки издательств России. К примеру, в издательстве АСТ, входящему в группу «Эксмо-АСТ», продажи этой категории по результатам минувшего года увеличились на 18,5%, почти вдвое опередив по темпам художественную и детскую литературу. Эксперты резюмируют, что за последние года читатели перестали причислять данный жанр к второстепенным.
Как процитировал директора «АСТ Nonfiction» Евгению Журавлеву «Ъ», в прошлом году продажи ее департамента возросли на 18,5%, достигнув 1,8 млрд руб, тогда как в предыдущем году рост был 2%. А вот продажи художественной литературы в АСТ за минувший год возросли на 9,7%, детской — на 9,5%. Доля прикладной литературы в суммарной структуре продаж издательства в прошлом году составила 24%. Евгения Журавлева рассказала: «В 2015—2016 годах главным драйвером была детская литература, но она не выросла, насколько все ожидали. Теперь драйвером стал нон-фикшен». В нынешнем году в АСТ прогнозируют увеличение выручки по этому направлению минимум на 13%.
Глава департамента отметила, что самыми продаваемыми в «АСТ Nonfiction» в минувшем году стали книги о медицине, психологии, блогосфере, точным и естественным наукам, лидиром среди последних стала физика. Она считает, что ключевой причиной роста спроса на нон-фикшн стало стремление читателей отыскать авторитетный и внушающий доверие источник по нужной теме из-за нарастающего информационного потока и готовность за него платить. К примеру, ниша медицины «растет в том числе за счет падения доверия россиян к системе здравоохранения».
Генеральный директор издательской группы «Азбука-Аттикус» Леонид Шкурович сообщил, что группа в минувшем году показала рост продаж нон-фикшна на уровне в 14% в сравнении с почти 10% у детских книг и художественной литературы. Доля нон-фикшна в выручке издательства увеличилась с 9% в 2016 году до 12% в 2018 году. Шкурович пояснил: «Мы это объясняем тем, что инвестировали в нон-фикшн больше ресурсов, наша доля в сегменте пока еще не очень зрелая».
Генеральный директор «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов отметил, что увеличение продаж издательской группы «Альпина», у которой на нон-фикшн приходится 95% всех книг, в минувшем году был 34%. В нынешнем году издательство ожидает наращивания продаж по этому направлению на 25%.
В цифровом виде темпы продаж тоже нарастают. Как уточнил генеральный директор «ЛитРеса» Сергей Анурьев, в «ЛитРесе» продажи книг нон-фикшна в минувшем году выросли на 68%, тогда как годом ранее прирост был 38%. Доля нон-фикшна в выручке сервиса в прошлом году была равна 41,3% в сравнении с 37,5% в 2017 году и 35% в 2016 году. Анурьев считает, что при сохранении тенденций выручка от продаж литературы нон-фикшн в нынешнем году вырастут еще на 60–65%.
А руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин уверен, что за последние годы статус нон-фикшна повысился, при этом полностью исчез «некоторый оттенок служебности или второстепенности, который лежал на нехудожественной литературе в массовом сознании». Помимо этого, увеличилось качество и разнообразие книг этого направления. Он добавил, что есть ряд крупных издательств, которые «быстро переводят, грамотно продвигают, делают хорошие обложки, умеют угадывать еще не сформировавшиеся читательские ожидания и т. д.». А благодаря отдельным фондам и издательствам даже возникли целые новые сегменты. Сапрыкин заметил: «Кому бы лет 15 назад пришло в голову, что могут существовать популярные, массовые и в хорошем смысле общедоступные книги по нейробиологии, теории эволюции или квантовой физике? А теперь они есть».
По мнению редактора приложения Bookmate Игоря Кириенкова, данный тренд не новый, интерес и готовность читателя платить за нон-фикшн отмечают на протяжении всех 2010-х, связывая это с тем, что художественная литература «теряет свою объяснительную способность». Он пояснил: «Самые чуткие авторы ощущали кризис прозы еще 100 лет назад: Лев Толстой разочаровался в фикшне задолго до того, как по этому поводу стали созывать конференции и публиковать алармистские статьи».