Усадьба Абрамцево с середины XIX века была пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову сюда приезжали гостить и работать известные литераторы, живописцы, скульпторы. Здесь писали книги и делились новаторскими идеями, рисовали театральные декорации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России. Мы собрали самые интересные факты о творческом наследии хозяев Абрамцево и гостей усадьбы.
«Аленький цветочек» и «Детские годы Багрова-внука»: Сергей Аксаков
Усадьба Абрамцево. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Иван Крамской. Портрет Сергея Аксакова (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Усадьба Абрамцево. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Писатель Сергей Аксаков купил усадьбу Абрамцево в 1843 году. Он называл эти места «раем земным» и даже посвятил любимому имению стихотворение.
Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.
В Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу, «Заметки об ужении рыбы», и другие, более известные произведения — сказку «Аленький цветочек» и автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».
«Грибная охота» и второй том «Мертвых душ»: Николай Гоголь
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Клодт. Николай Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» (фрагмент). 1860-е. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
Платон Белецкий. Гоголь в дороге (фрагмент). 1952. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
Николай Гоголь дружил с Сергеем Аксаковым, часто и подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что «бранье белых грибов — все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.
Известные картины: Серов, Васнецов, Нестеров
Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (фрагмент). 1889—1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1859 году Сергей Аксаков умер, и усадьба пришла в запустение. Только в 1870-м ее приобрел промышленник и меценат Савва Мамонтов. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этого момента в истории усадьбы начался «художественный» период.
Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени: Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и ее хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах.
Для портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».
Изразцовая скамья и «Царевна Лебедь»: Михаил Врубель
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изразцовая скамья, выполненная по эскизу Михаила Врубеля. Фотография: photosp.ru
Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.
В Абрамцево сохранилась изразцовая скамья, изготовленная по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка, который называется «Таньонов нос». Часть изразцов со временем была утрачена, но в конце 1960-х годов скамью отреставрировали и окружили защитной стеклянной витриной, чтобы уберечь от разрушения.
Резьба-кудринка: Илья Репин и Василий Поленов
Мастерская в Абрамцево. Фотография: Irina Kruskop / фотобанк «Лори»
Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net
Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net
В 1882 году Илья Репин и Василий Поленов нашли в соседней с Абрамцево деревне Репихово резную подкарнизную доску. На ней в окружении волнистых побегов были изображены декоративные розетки, цветы и ягоды. Мягкие изящные линии и простая техника вдохновили художников на создание нового вида деревянной резьбы. Ее стали называть абрамцево-кудринской или попросту кудринкой. Вскоре рядом с имением появилась столярно-резчицкая мастерская. В 1936 году абрамцевские мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее, а в 1937-м на Международной выставке в Париже была представлена целая коллекция деревянных изделий, украшенных кудринской резьбой.
«Избушка на курьих ножках»: Виктор Васнецов
«Избушка на курьих ножках», спроектированная Виктором Васнецовым. Фотография: abramtsevo.net
Виктор Васнецов. Избушка на курьих ножках (фрагмент). 1882. Музей-усадьба Абрамцево
«Избушка на курьих ножках», спроектированная Виктором Васнецовым. Фотография: abramtsevo.net
Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.
Церковь Спаса Нерукотворного: коллективное творчество абрамцевских художников
Церковь Спаса Нерукотворного. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Илья Репин. Портрет Елизаветы Мамонтовой. 1874—1879. Музей-усадьба Абрамцево
Интерьер церкви Спаса Нерукотворного. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов: его вдохновила архитектура храма Спаса-на-Нередице, построенного в XII веке. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь становилась светлее и изящнее.
Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях. Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.
Автор: Ирина Кирилина