Идеалом для советского школьника был умный и сознательный пионер, каких встречалось немало в книгах и кино. Однако зачастую главными героями произведений для детей становились их полные противоположности — неучи и хулиганы. В этой подборке мы собрали советские мультфильмы о лентяях и двоечниках, которые преодолели самые разные испытания и побороли собственные недостатки.
«Федя Зайцев» (режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг, 1946 год)
В основе этого мультфильма лежит история подлого поступка Феди Зайцева. На свежеокрашенной стене он нарисовал черного человечка, а после перевел вину на своего одноклассника, струсив признаться в содеянном.
Сценаристы фильма — драматурги Николай Эрдман и Михаил Вольпин — превратили короткую поучительную историю о школьном хулигане в настоящую драму. Против Феди восстали его любимые книги. «Эту книгу Гайдар писал не для тебя!» — пафосно заявил персонаж с обложки «Тимура и его команды». Дворняжка с иллюстрации чеховской «Каштанки» бросилась на мальчика с лаем, а любимые оловянные солдатики и вовсе дали ему бой. В ужасе от того, что учудил Федя, был и нарисованный им человечек, который в итоге убедил мальчика сознаться в хулиганстве.
«Федя Зайцев» принес своим создательницам, мультипликаторам сестрам Брумберг, всесоюзную славу. Герои мультфильма настолько полюбились зрителям и коллегам, что черный человечек даже долгое время был эмблемой «Союзмультфильма».
«Остров ошибок» (режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг, 1955 год)
Главный герой мультфильма Коля Сорокин вместо того, чтобы добросовестно делать домашнюю работу, бездельничал, и за это ожившие чернильные «галочки» из его тетради унесли школьника на волшебный остров, населенный результатами неверно решенных им задач. Например, на острове нашлись лошадь, скрещенная с коровой, слон, который потерял свой вес, и зайчата, случайно разлученные Колей с зайчихами. Легкомысленное отношение к арифметике чуть было не довело ситуацию до катастрофы: Колина ошибка в вычислениях едва не привела к огромному потопу.
Назидательную историю о том, что нужно учиться прилежно, создатели превратили в увлекательное приключение. Они изобразили мир двоечника Сорокина реальным и настоящим и смогли без назидательного тона напомнить юным зрителям, что любое знание может пригодиться в жизни.
«Опять двойка» (режиссеры Борис Степанцев, Евгений Райковский, 1957 год)
Главный герой, корреспондент Мурзилка, отправился на важное журналистское задание — узнать, за что получил двойку мальчик с картины Федора Решетникова «Опять двойка». Он выяснил, что нерадивого школьника звали Колей, а двойку он получил по географии за то, что не знал, где находится экватор. При этом Коля оказался не способен признать собственную неправоту: он пытался загорать на Северном полюсе и купаться в ледяном океане и так доказать Мурзилке, что двойку ему поставили незаслуженно. И в этом заключалась основная мысль фильма: исправить свои ошибки может только сильный и ответственный — достойный человек.
«Опять двойка» был не только поучительным, но и познавательным мультфильмом: в нем Мурзилка путешествовал по Третьяковской галерее, где встретил персонажей картин «Три богатыря», «Алёнушка» и «Иван Царевич на Сером волке».
«Баранкин, будь человеком» (режиссер Александра Снежко-Блоцкая, 1963 год)
Приключения двух неразлучных друзей Юры Баранкина и Кости Малинина начались после того, как они получили очередные двойки. Разочаровавшиеся в человеческой жизни школьники решили стать воробьями, однако птичьи будни оказались для них слишком опасными. Не по душе пришлись им и следующие метаморфозы: ни в облике бабочек, ни в роли муравьев двоечникам не удалось обрести легкую и беззаботную жизнь. Даже наоборот: в своих новых обличьях мальчишки подверглись самым разным испытаниям, едва не погибли от лап кота и не пострадали в настоящей муравьиной войне. После чего двойка справедливо показалась им меньшей из возможных бед.
«Вовка в тридевятом царстве» (режиссер Борис Степанцев, 1965 год)
Герой мультфильма Вовка был самым обыкновенным мальчиком, который не любил трудиться, а любил читать и мечтал попасть в сказку, где ничего делать не нужно. Что с ним и произошло. Однако царские будни советского школьника шокировали: они оказались совсем не такими праздными. Ради выполнения желания Вовке пришлось попотеть и поймать золотую рыбку, а чтобы постичь науку свершения чудес, он должен был серьезно учиться премудростям.
«В школе учат-учат, еще и тут, в сказке, навалились!» — расстроено восклицал Вовка. В этом и заключалась главная мысль мультфильма: без выученных уроков даже в сказках приходится туго. А сделать свою жизнь лучше можно своими же руками — было бы желание учиться.
«В стране невыученных уроков» (режиссер Юрий Прытков, 1969 год)
Двоечник Витя Перестукин, как и Коля Сорокин из «Острова ошибок», отправился в волшебную страну собственных невыученных уроков. Среди его ошибок были и арбузы, растущие на дереве, и белые медведи, обитающие на Юге. И страсти вокруг невежества Перестукина кипели нешуточные, ему даже вынесли приговор за лень и незнание родного языка. А герои мультфильма поучали нерадивого школьника: «Настоящий мальчик должен презирать опасности и бороться с трудностями».
Мультфильм Юрия Прыткова преподносил зрителям в увлекательной форме многие правила русского языка: как склонять существительные, писать суффиксы и расставлять знаки препинания.
«Проделкин в школе» (режиссеры Геннадий Сокольский, Валерий Угаров, Анатолий Петров, 1974 год), «На задней парте» (режиссер Валерий Угаров, 1978 год)
Школьник Проделкин впервые появился в мультфильме «Проделкин в школе», а спустя несколько лет вернулся на экраны в четырехсерийной картине «На задней парте» в прежнем обличье, но уже под именем Боря Лейкин.
В цикле коротких мультипликационных историй двоечник был не отрицательным персонажем, лентяем и лодырем, а очень увлекающимся, творческим и активным ребенком. Проделкин вместо зубрежки античной истории воображал себя героем Спарты, а Лейкин представлял, что сорвал Ньютону открытие закона и изменил ход истории.
Герои этих мультфильмов получали плохие оценки не из-за лени или безалаберности, как большинство анимированных двоечников, а лишь потому, что их фантазии были намного интереснее и увлекательнее обычных школьных уроков.