Общественные слушания, посвященные обсуждению концепции законопроекта «О культуре», состоялись в Общественной палате РФ 4 апреля 2019 года. Как сообщается на сайте Общественной палаты, заседание началось с минуты молчания в память о режиссере Георгии Данелии.
Обсуждаемый законопроект устанавливает правовые, организационные и экономические основы культурной деятельности в РФ, закрепляет конституционное право граждан на участие в культурной жизни, доступ к культурным благам, свободу творчества, обеспечивает реализацию государственной культурной политики. Это отметил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Андрей Ковальчук (на фото).
— Сама культура преподносится как благо, а не услуга, — пояснил он. — На мой взгляд, среди наиболее полезных элементов концепции — введение особого статуса учреждений культуры, подразделение на административно-хозяйственную и творческую, профессиональную деятельность. Это позволит решить ряд системных проблем: вывести творческую деятельность из законодательства о госзакупках; максимально снизить уровень непосредственного участия государственного бюрократического аппарата в решении вопросов содержания культурной деятельности; более эффективно находить баланс между свободой творчества и ответственностью самого художника.
Среди несомненных плюсов общественник назвал разрешение софинансирования мероприятий в сфере культуры из бюджетов разного уровня и создание президентского фонда развития культуры и его филиалов в федеральных округах. Среди особо интересных новаций выделил дополнительную поддержку профессиональных творческих организаций путем финансирования отдельных целевых программ.
— Предлагаемый законопроект станет рамочным, т.е. не будет подменять отраслевые нормативные акты в сфере культуры, а будет действовать с ними в совокупности, а его основной функцией станет реализация Основ государственной культурной политики, утвержденных указом Президента, — считает начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков. — При этом необходимо предусмотреть для учреждений культуры специфичную организационно-правовую форму. Такой формой может стать подразделение на государственные учреждения РФ и учреждения субъектов РФ.
Крайне важно, что Общественная палата проводит экспертизу не самого законопроекта, а его концепции, подчеркнула заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева. По ее мнению, это идеальный порядок работы с законом, который присущ открытому обществу, нацеленному на результат:
— Пересмотр и ревизия норм, относящихся к регулированию в сфере культуры, давно назрели. Любой здравомыслящий человек скажет, что это та отрасль законодательства, которая находится где-то на обочине внимания. Это очень плохо, потому что за последние два десятка лет произошло много изменений внутри нашей правовой системы: поменялись организационно-правовые формы юридических лиц, законодательство о некоммерческих организациях, появились новые подходы к финансированию и прочее.
Особое внимание общественница обращает на контрактное законодательство, которое, по ее мнению, совершенно не подходит для данной сферы в части, связанной с созданием продукта творческой деятельности, и во многом основывается на недоверии к руководителю бюджетного учреждения.
— Нужно выбирать между доверием и здравым смыслом: относиться к коллегам, которые руководят замечательными коллективами, как к людям, которые полностью отдают себя этому делу и не могут заниматься ни казнокрадством, ни злоупотреблениями, — убеждена Лидия Михеева. — Во всяком случае, для контроля всегда есть другие механизмы. Нужно определиться, что нам нужно: контроль на выходе или контроль на входе. Сейчас у нас преобладает жесткий контроль на входе в виде контрактного законодательства.
С выводами коллеги согласна Наталья Игнатенко, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности:
— Предыдущий закон приравнивал деятельность учреждений культуры к бизнес-проектам. А ведь многие творческие коллективы не могут быть экономически целесообразными и финансово независимыми. Новые принципы финансирования, предлагаемые законопроектом, заслуживают только поддержки. У НКО есть опыт получения грантов через президентский фонд, который регулярно проводит обучение тому, как правильно подать заявку. Думаю, что государственные культурные институции также научатся получать эти гранты через новый президентский фонд развития культуры.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, материнства и детства заслуженная артистка России Диана Гурцкая обратила внимание на то, что в представленной концепции воплощен принцип доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям и организации культурной жизни. Тем не менее необходимо более четко зафиксировать права людей с инвалидностью, настаивает она.
— Согласитесь, что искусство и творчество не знают преград. Раскрывать потенциал человека, имеющего физические ограничения, но при этом и безграничный талант, крайне важно, — убеждена она. — Здесь ни в коем случае нельзя уходить только к доступности зданий или вывесок на шрифте Брайля. Хотя и это немаловажно. Второе верное решение — создание президентского фонда развития культуры. Например, наш фонд «По зову сердца» — грантополучатель средств на фестиваль «Белая трость». Скажу честно, я не представляю, что бы мы делали, если бы не эта помощь. Я уверена, что фонд станет серьезной поддержкой для творческих проектов как именитых, так и начинающих мастеров.
С критическими замечаниями по поводу концепции выступил член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Павла Пожигайло.
— Первое — я считаю, что государство устраняется от регулирования государственной культурной политики. Второе — творцы получают неограниченные права, в том числе на представление исторических событий и т.д. В-третьих, важно предусмотреть религиозные чувства верующих — творчество не должно распространяться на тонкие моменты, связанные с религией. И в конечном итоге какой главный критерий закона «О культуре»? Он обслуживает деятелей культуры или он для народа? В духе указа президента о Десятилетии детства мы хотим продвигать традиционные, семейные ценности или мы хотим всячески защитить творцов и дать им полную свободу творчества? Давайте найдем баланс, — призвал он.
Большинство присутствующих экспертов не согласилось с подобной точкой зрения. Они напомнили, что невмешательство органов власти в творческий процесс записано в Конституции РФ.
— Закон «О культуре» в новой редакции необходим, но некоторые вещи стоит обсудить, — полагает член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Александр Щипков. — Если смотреть в исторической перспективе, то серьезная либерализация по отношению к творческой интеллигенции была в 1960-е годы. Настала пора регламентировать отношения отрасли, государства и общества — этих трех основных игроков.
— Необходимо учесть мнение людей на местах — и тех, кто работает в муниципальных учреждениях культуры, и представителей региональных органов власти — все они сталкиваются с определенными сложностями и все они крайне заинтересованы в данном законе, — сказал заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис.
— Концепция в представленном варианте охватывает все эти важные позиции. Считаю, что по линии региональных общественных палат надо привлечь профильные комиссии к дальнейшему обсуждению и формированию законопроекта, чтобы и они могли внести свои предложения, то, как они это видят на местах, а мы бы эту информацию учли. Давайте и дальше продуктивно работать, чтобы этот долгожданный для многих законопроект наконец-то был сформирован, хотя бы в черновой части, — мы все понимаем, что работа над таким огромным количеством составляющих требует много времени и усилий, — предложил он.
Среди очевидных плюсов концепции эксперты назвали появление понятия «единое культурное пространство», а также трактовку самого понятия «культура» не в узком смысле, а как многогранную деятельность. Участники встречи отметили, что при разработке документа было учтено мнение общественности. Среди пожеланий к рабочей группе, разрабатывающей эту новацию, звучали призывы описать ее как закон прямого действия, оговорить все тонкие моменты, разграничивающие административно-хозяйственную и творческую деятельность, а также исключить возможность имущественного приоритета над правом общества на сохранение культурного наследия. Было принято решение в целом поддержать концепцию и рекомендовать Минкультуры России незамедлительно сформировать рабочую группу из числа профильных экспертов для внесения необходимых поправок.