От фильмов братьев Люмьер до «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Перед вами самые известные фильмы, вошедшие в историю зарубежного кинематографа до 1941 года. Посмотрите 15 легендарных кинолент!
Фильмы братьев Люмьер, 1895
Фильмы братьев Люмьер Драма189561 мин
Изобретателями кино принято считать Луи Жана и Огюста Люмьеров. На самом деле успешные опыты в области создания движущихся изображений проводились задолго до 1895 года, когда состоялся первый киносеанс. Да и самих «первых в истории публичных кинопоказов» на 1895 год пришлось несколько — как в Европе, так и за океаном. Однако титул первопроходцев навечно закрепился именно за братьями Люмьер — их камера была легкой и мобильной, ее запатентованное название «синематограф» стало наименованием целого направления в искусстве. 28 декабря в Париже в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий сеанс. С тех пор именно эта дата считается днем рождения кино.
«Путешествие на луну», Жорж Мельес, 1902
Путешествие на Луну Фантастика190216 мин
«Путешествие на Луну» считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы — «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса. Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли.
«Большое ограбление поезда», Эдвин Стэнтон Портер, 1903
Большое ограбление поезда Боевик190312 мин
В конце XIX века в кинематографическом мире Америки царила полная неразбериха. Немногочисленные операторы снимали натурные сценки и короткие хроники неважного качества. Владельцы ярмарочных балаганов покупали кинопродукцию в Англии и во Франции. Между тем, к 1900 году публика признала и полюбила кинематограф, и с этим невозможно было не считаться. К этому времени у Томаса Эдисона стал работать Эдвин Стэнтон Портер. Осенью 1903 года Портер снял настоящий шедевр. «Большое ограбление поезда» — первый холд-ап-вестерн. Фильм со сценами вооруженного грабежа, положивший начало новому жанру в американском кино.
«Нетерпимость», Дэвид Уорк Гриффит, 1916
Нетерпимость Историческое1916210 мин
Фильм Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» вошел в историю как один из самых масштабных и дорогих проектов, аналогов которому трудно найти. Однако и в развитии кинематографа он сыграл решающую роль. В фильме используется новый для того времени киноязык, который переняли все последующие поколения режиссеров. Четыре новеллы фильма перемежаются сквозной сценой: девушка качает колыбель. Новеллы излагаются параллельно, и в каждой из них прославляются любовь, отвага и честность, а бичуются несправедливость и деспотизм любого рода.
«Кабинет доктора Калигари», Роберт Вине, 1920
Кабинет доктора Калигари Фантастика192071 мин
Первый в истории кино полнометражный фильм ужасов. Отсутствие звука только добавляет напряжения. «Калигари» положил начало новой эстетике и такому явлению в мировом кинематографе, как немецкий экспрессионизм. Сидя на садовой скамейке, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю…
«Метрополис», Фриц Ланг, 1927
Метрополис Фантастика1927117 мин
В 1927 году жена режиссера Фрица Ланга баронесса Теа Габриэла фон Харбоу закончила свой научно-фантастический роман-антиутопию «Метрополис». Книгу она писала, параллельно работая над сценарием одноименного фильма: ей очень хотелось, чтобы роман и его киноверсия, которую снимал Ланг, увидели свет одновременно. Так и произошло. История города Метрополис вечна как мир, но происходит в футуристическом будущем: город разделен на две части. Одни живут в Раю, поражающем размахом архитектурной мысли, а те, кто не вошел в касту аристократии, отправляются в подземный Ад. Это семьи рабочих, обслуживающих гигантские машины.
«Золотая лихорадка», Чарлз Спенсер Чаплин, 1925
Золотая лихорадка Комедия192581 мин
Рецепт того, как снять лучшую немую комедию в мире, принадлежит Чарли Чаплину. Для этого режиссеру понадобилось делать до 25 дублей каждой сцены. Кроме того, ему пришлось нанять две с половиной тысячи бродяг для массовки и 27 раз полностью перемонтировать материал. Только после этого Чаплин представил на суд публики картину «Золотая лихорадка».
«Андалузский пес», Луис Бунюэль, 1929
Андалузский пес Фантастика192917 мин
Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов. Фильм-сон. Страшный сон. Страх, который поработил всех в этом фильме, стер границы реальности, подчинил себе все человеческие инстинкты. Он зловеще жонглирует мыслями, поступками, ощущениями. Стремительно ускоряя темп, приводит к хаосу. История создания картины «Андалузский пес» начинается еще в те времена, когда Луис Бунюэль работал ассистентом французских режиссеров Жана Эпштейна, Анри Этьевана и Луи Нальпаса. Начинающий кинематографист встретился с молодым художником Сальвадором Дали, и они погрузились в воображаемый мир, пересказывая друг другу свои сновидения. Затем приступили к написанию сценария и спустя несколько дней начали съемки.
«На западном фронте без перемен», Льюис Майлстоун, 1930
На западном фронте без переменИсторическое1930101 мин
Экранизация романа, который Эрих Мария Ремарк выпустил в 1929 году. Первая мировая война предстает перед зрителем через восприятие молодого солдата Пауля Боймера. Будучи еще школьниками, Боймер и его друзья жадно внимали патриотическим речам своего учителя и, как только появилась возможность, записались добровольцами на фронт. Все, что происходит далее, очевидно: тяжесть тренировок и хамство командиров, окопная грязь, затяжные бои, смерти и тяжелые ранения — Боймер и его друзья все сильнее ненавидят войну. Вернувшись в родную школу во время отпуска, Боймер пытается убедить учителя и сверстников, что нет ничего отвратительнее войны, но они считают его пораженцем и предателем. Боймеру остается вернуться на фронт и погибнуть.
«Под крышами Парижа», Рене Клер, 1934
Под крышами ПарижаДрама193096 мин
Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось тем, что Великий немой заговорил. В кино пришел звук. Многие кинодеятели пребывали в замешательстве: перестраиваться с немых картин на фильмы с разговорами оказалось делом нелегким. Режиссер Рене Клер, тоже до поры до времени обходившийся в своих лентах без слов, увидел в звуке прежде всего возможность дополнить визуальный ряд, украсив его чудесной музыкой. С тех пор именно Клер считается создателем жанра музыкального фильма, первым образцом и эталоном которого стала побившая все рекорды популярности картина «Под крышами Парижа».
«Великая иллюзия», Жан Ренуар, 1937
Великая иллюзия Драма1937114 мин
Сын знаменитого импрессиониста Огюста Ренуара не сразу начал снимать кино. Вернувшись с полей Великой войны, он освоил ремесло керамиста. Но однажды, отправившись в синематограф, увидел мелодраму Ивана Мозжухина «Костер пылающий». Впечатление было настолько сильным, что почти 30-летний Жан Ренуар решил сменить профессию. Когда в 1936 году Ренуар приступил к работе над «Великой иллюзией» по роману британского писателя Ральфа Нормана Энджелла о минувшей войне, на его счету было уже два десятка немых и звуковых фильмов, он слыл одним из ярчайших представителей поэтического реализма.
«Набережная туманов», Марсель Карне, 1938
Набережная туманов Драма193891 мин
Основой фильма послужил роман Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», написанный за 10 лет до того. Первоначально картину предполагалось снимать в Германии, где у Габена был контракт со студией UFA. В поисках нового проекта для звезды немецкие продюсеры обратились к молодому режиссеру Марселю Карне, так как им понравился его предыдущий фильм «Забавная драма». Адаптировать книгу для экрана взялся известный поэт, уже работавший с Карне, — Жак Превер. Его язык и философия во многом определят стиль и настроение будущей картины и сделают «Набережную туманов» символом целого направления в кино — поэтического реализма.
«Гроздья гнева», Джон Форд, 1940
Гроздья гневаДрама1940129 мин
Летом 1936 года писатель Джон Стейнбек отправился в Калифорнию собирать материал для серии социальных статей. Но нищенское существование сезонных рабочих настолько потрясло его, что спустя год он издал повесть «О мышах и людях» — трагическую историю двух рабочих, Джорджа и его слабоумного друга Ленни, напрасно мечтающих о собственном доме и клочке земли. Но и после этого забыть увиденное не получалось. Поэтому спустя три года Стейнбек решил сам проделать путь сезонных рабочих из Оклахомы в Калифорнию. Вернувшись, он написал роман «Гроздья гнева», вызвавший громкие скандалы и обвинения автора в коммунистической пропаганде и одновременно удостоенный Пулитцеровской премии. На следующий год режиссер Генри Форд снял по книге одноименный фильм — первую за историю кинематографа несентиментальную американскую картину о простых людях.
«Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941
Гражданин Кейн Драма1941119 мин
Фильм начинается со смерти постаревшего и всеми покинутого магната Чарлза Фостера Кейна в его поместье Ксанаду. То, что жизнь Кейна показана не хронологически, как в новостях, а дана во флешбэках, да еще субъективно, глазами разных персонажей, было непривычным для кино начала 40-х. Как и наезды камеры, смещение фокуса прямо в кадре с переднего плана на происходящее на заднем, съемки с верхнего и особенно с нижнего ракурса — ведь в фильмах того времени мизансцены обычно выстраивали в декорациях без потолков — и другие нюансы в постановке света, записи звука и монтаже. Дебют Орсона Уэллса признан новаторским во многих аспектах, и современные режиссеры до сих пор цитируют его находки в своих лентах.