Режиссер Динара Асанова открыла особенную страницу в истории отечественного кино — представила зрителю авторское видение школьной жизни. В возникшем тогда в кинематографе направлении «школьное кино» Асанова была первопроходцем. Для нее эпоха взросления — один из драматичных, иногда трагических моментов подростковой жизни.
Фотография: peoples.ru
Асанова неслучайно снимала детей с улицы, трудных подростков. Они привносили в картину ощущение правды, не игры. Особое внимание Динара уделяла детской психологии и доверительной атмосфере на съемочной площадке. Например, одна из первых сцен фильма «Ключ без права передачи» — та, в которой дети рассуждают, что такое личность, — импровизация. Школьники на камеру делились своими мыслями, текст в сценарии прописан не был.
«Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь», — писала Асанова в своих дневниках.
«Ключ без права передачи»
Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976)
Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976)
Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976)
В общеобразовательной тогда еще ленинградской школе ученики 10-го класса, как часто бывает в переходном возрасте, не могут найти общий язык родителями и учителями. Однако у них полное взаимопонимание с молодой классной руководительницей Мариной Максимовной.
На роль учительницы была утверждена Елена Проклова. Некоторые роли в фильме сыграли актеры, снимавшиеся в предыдущей ленте Асановой «Не болит голова у дятла», — Елена Цыплакова, Екатерина Васильева, Олег Хроменков, Александр Богданов, Ирина Обольская. Роль школьницы Юли Баюшкиной стала кинодебютом Марины Левтовой. На съемки ее привела одноклассница Лена Цыплакова, которая уже работала с Динарой Асановой. Марина понравилась Асановой на фотографии, в том числе за ее высокий рыжий хвост. Левтова же перед пробами подстриглась, и во время съемок гримерам пришлось привязывать отрезанные волосы.
А вот исполнитель главной мужской роли Алексей Петренко появился на съемочной площадке, когда съемки уже шли полным ходом. Его появление, его манера игры заставила режиссера пересмотреть и тональность, и контекст всего фильма. Изначально по сценарию центральной героиней картины была учительница, но с появлением Алексея Петренко стало ясно — вот он, главный герой фильма «Ключ без права передачи».
Актриса Дарья Мороз: «Мне бы хотелось, чтобы у моего ребенка были такие учителя».
«Пацаны»
Кадр из фильма «Пацаны» (1983)
Кадр из фильма «Пацаны» (1983)
Кадр из фильма «Пацаны» (1983)
Эта простая и вместе с тем великая история о том, как начальник летнего спортивно-трудового лагеря, выпускник Института физкультуры, собрал трудных подростков, многие из которых состояли на учете в милиции, и сумел стать для них другом и хорошим наставником.
Фильм создан на студии «Ленфильм» с удивительно сильной и слаженной съемочной группой. История кажется документальной, но она написана сценаристом Юрием Клепиковым, драматургически очень взвешена, благодаря чему создает полное ощущение реальной жизни. В главной роли снялся актер Валерий Приемыхов.
Кинокритик Лариса Малюкова: «Без Валерия Приемыхова… не было бы этой картины... не было бы этого разрыва, операции на открытом сердце. Его отношения с трудными подростками — это отдельная, очень неожиданная тема для кино того времени».
Герой Валерия Приемыхова в «Пацанах» пытается подарить надежду на полноценную жизнь трудным подросткам; полны надежд и школьники из «Ключа без права передачи»… Мы закончим свой короткий рассказ о Динаре Асановой словами из опубликованных воспоминаний сценариста Юрия Клепикова. Документалист из фильма «Пацаны» уверенным голосом задал трудным подросткам вопрос: «А что значит «добрый человек»?» — и ребята терялись, потому что не знали точного ответа. Но смог бы ответить на этот вопрос сам вопрошающий? Каждый взрослый себе представляет, как нужно воспитывать ребенка, какие принципы и какое мировоззрение нужно ему прививать. Но верно ли оно?»